Любимый, гонимый. Почему знаменитый Тарас Шевченко так и не смог найти жену
9 марта исполняется 205 лет со дня рождения самого значимого поэта Украины Тараса Шевченко.
Украинское всё, создатель «украинской литературной мовы», то есть современного украинского литературного языка, именуемый «Великим Кобзарём», культовый персонаж Украины, символ борьбы за свободу Незалежной — и это все о нем, об украинском поэте и прозаике Тарасе Шевченко.
Кстати, современные исследователи утверждают, что Шевченко писал совершенно не тем языком, на котором сейчас говорит Украина. По крайней мере, слово «мова» он вообще не употреблял. Но за последние годы биография Шевченко в связи с различными историческими и политическими событиями обрастает всё новыми толкованиями, приукрашиваниями и замалчиваниями, ибо поэт объявлен одним из символов новой украинской революции. Следовательно, живший в Санкт-Петербурге поэт теперь объявлен чуть ли не иконой «антирусскости».
Крепостной по происхождению, Шевченко всю жизнь пытался примкнуть к разным прослойкам, но так нигде и не нашел своего счастья, оставшись своим среди чужих и чужим среди своих.
Он пытался отбиться от крепостного ярма. Ребенком маленький Тарас, сбежавший после смерти отца от злобной мачехи, поступил на обучение в церковно-приходскую школу. Но крестьянину-сироте нечем было платить за уроки, поэтому в свободное от учебы время он работал на местного дьячка. Тот не брал денег за обучение, но в остальном полностью ограничивал мальчишку. Чтобы получить мизерный паек и не умереть с голода, Тарасу приходилось читать молитвы над умершими. Полученный заработок он должен был полностью отдавать своему «благодетелю» — дьячку.
Когда, по мнению дьячка, мальчишка вел себя не так, как следовало, «благодетель» доставал розги. Как-то раз дьячок отлично отдохнул в дружеской компании и завалился спать в том, в чем пришел. Тарас, которого он на днях в очередной раз высек, достал веревки, принес розги. Связал дьячка по рукам и ногам и отколотил пьяного служку от всей души. Конечно, после такого мальчишке дорога в школу была заказана.
Тарас Шевченко «Прогулка с удовольствием и не без морали». Отрывок
Тарас старался найти работу то там, то здесь, но отовсюду очень быстро получал отказ: склонности к крестьянскому труду мальчик не проявлял, в рвениях в отношении физической работы замечен не был.
Так Шевченко и шатался по владениям своего помещика Энгельгардта до тех пор, пока мальчишку не заметили и не притащили на двор. Там его зачислили в штат прислуги самого хозяина. Тот хоть и был «свиньей в туфлях», как его называли более просвещенные и интеллигентные соседи, но все-таки заприметил тягу к рисованию у новенького, поэтому скрепя сердце и немного облегчив свой карман, отправил Тараса на обучение в Петербург к художнику Ширяеву.
Вот где была жизнь, свобода, красота: Тарас не только выучился профессионально рисовать, он свел знакомства с известнейшими художниками и поэтами того времени — Венециановым, Брюлловым, Жуковским.
Поэт и карьерист. Как Жуковскому удавалось совмещать политику и творчество
Видя талант молодого человека, Василий Жуковский всячески пытался вызволить начинающего художника и поэта из неволи. Дело сладилось, но не сразу. В получении вольной Шевченко помогал не только знаменитый наставник Александра Пушкина, но и художник Иван Сошенко. Правда, последнему молодой человек отплатил совсем не той монетой, на которую он мог бы рассчитывать: Шевченко соблазнил возлюбленную Сошенко, на которой тот собирался жениться. Конечно, после такого предательства дружбе пришел конец. А отношения Шевченко и бывшей суженой Сошенко тоже разладились.
Тарас с юношества мечтал о большой семье. Надеялся жениться как можно быстрее. Но, получив вольную, молодой человек начал пытался ухаживать исключительно за девушками «из обеспеченных». Многие ухаживания принимали, но замуж за бывшего крепостного идти отказывались.
Правда, в любовных отношениях знатные дамы Шевченко ценили. Одна из самых продолжительных связей тогда еще молодого художника, поэта и будущего знаменитого украинского писателя сложилась с княжной Варварой Репниной, дочкой Малороссийского генерал-губернатора князя Николая Репнина-Волконского. Девушка, которая была, кстати, старше Шевченко на семь лет, заказала ему сделать копию с портрета батюшки, а за готовым портретом пришла к художнику уже влюбленная и окрыленная. Позже она признавалась в одном из писем: «Я подлым образом, целыми часами отдаюсь во власть своего воображения, рисующего мне пылкие картины страсти, а иногда и похоти». Княжна настолько была влюблена, что вечерами возле огарка свечи мастерила для любимого Тараса теплый шарф. Шевченко же отплатил Варваре за доброту и любовь тем, что написал ей посвящение к поэме «Тризна».
Но, несмотря на взаимную любовь, Тарас понимал, что Варвара никогда не выйдет замуж за простолюдина, посему, попросил руки Феодосии Кошиц, юной дочке священника. Правда, тут он сразу получил от ворот поворот: священнослужитель посчитал, что не гоже его дочери идти за крепостного, пусть и бывшего.
Заговор во имя России. Восемь тайных обществ, пытавшихся изменить страну
Лепить можно, писать нельзя
Попытки найти жену были прерваны, когда вскрылось участие Шевченко в Кирилло-мефодиевском обществе. Это тайное политическое «братство» декларировало как вполне справедливые цели (например, отмену крепостного права, уничтожение разницы между сословиями), так и те, про которые стараются забыть нынешние русофобы (например, объединение всех славянских народов в одну семью, включая русских, украинцев, болгар, чехов, южных славян и т.д.). За участие в общества и написание «нелицеприятных стихов» Шевченко был отправлен на военную службу рекрутом. «Нелицеприятные стихи» — это поэма «Сон», в которой местами сквозит сатира на российских царей. Вот что писали обвинители: «Сочинял стихи на малороссийском языке самого возмутительного содержания. В них он то выражал плач о мнимом порабощении и бедствиях Украины, то возглашал о славе гетманского правления и прежней вольнице казачества, то с невероятною дерзостью изливал клеветы и желчь на особ императорского дома, забывая в них личных своих благодетелей. Сверх того, что все запрещенное увлекает молодость и людей с слабым характером, Шевченко приобрел между друзьями своими славу значительного малороссийского писателя, а потому стихи его вдвойне вредны и опасны. С любимыми стихами в Малороссии могли посеяться и впоследствии укорениться мысли о мнимом блаженстве времен гетманщины, о счастии возвратить эти времена и о возможности Украйне существовать в виде отдельного государства».
На несколько лет солдату Шевченко было запрещено писать литературные произведения и создавать художественные картины. Говорят, Тараса любило новое военное начальство, но из творчества оно смогло позволить ему только лепку.
Освободившись от военной повинности, Шевченко тут же начал не только творить, но и искать себе жену. Свататься он пошел к актрисе Нижегородского театра Катерине Пигуновой. Вот как описывала девушка жениха: «Сапоги смазные, дегтярные, тулуп чуть ли не нагольный, шапка барашковая самая простая, и в патетические минуты Тараса Григорьевича хлопающаяся на пол в день по сотне раз…». В общем, замуж за него она тоже не пошла.
Последней кандидаткой в жены Тараса Шевченко стала Ликерия Полусмакова, 20-летняя горничная, которой довольно известный уже поэт и прозаик каждый день носил подарки и сулил крепкое семейное счастье. По слухам, Шевченко даже нанял для девушки преподавателя по хорошим манерам. Это была роковая ошибка — симпатичный молодой человек приглянулся Ликерии куда больше уже видавшего виды Шевченко. Правда, говорят, что в старости Ликерия Полусмакова несколько раз приезжала на могилу Тараса Шевченко, где горько плакала.
После знаменитого поэта и прозаика официально признанных детей не осталось. Его детищем стало его творчество, которое сегодня так же, как и биографию Тараса Шевченко, разбирают и интерпретируют на разные лады. Знаменитое стихотворение «Завещание» и, к примеру, слова из него «вставайте, цепи разорвите и горячей вражьей кровью волю окропите» трактуются порой двусмысленно, хотя сам Шевченко врагом своим видел не целый народ, а лишь кучку управленцев и царей, погонявших и помыкавших народами. Об этом он и написал в своем «Завещании».